Завершение процедуры банкротства гражданина невозможно без решения судьбы залоговой квартиры, даже если это единственное жилье, приобретенное по военной ипотеке, постановил Верховный суд РФ. Такое решение было вынесено после рассмотрения кассационной жалобы от «Промсвязьбанка».
В 2015 году военнослужащий Валентин Демин приобрел квартиру в подмосковной Старой Купавне, используя ипотеку от «Промсвязьбанка» и займ от «Росвоенипотеки». Квартира была заложена обеим организациям. В 2023 году суд признал Демина банкротом и включил требования банка в реестр кредиторов, но сам объект недвижимости не был реализован. Не смотря на это, в 2024 году арбитражный суд закрыл дело о банкротстве, освобождая должника от долгов.
«Промсвязьбанк» оспорил решение, однако нижестоящие суды отказали ему в удовлетворении иска. Верховный суд, не согласившись с таким подходом, отправил дело на повторное рассмотрение, настаивая, что без выяснения судьбы залоговой квартиры завершение банкротства невозможно.
Судья Верховного суда указал, что суд должен либо организовать продажу квартиры через торги, либо рассмотреть возможность мирового соглашения с участием сторон и финансового управляющего. Эксперты предсказуемо восприняли это решение: военный юрист Максим Гребенюк отметил, что в таких случаях мировое соглашение может сохранить жилье за владельцем, списав при этом другие долги. Юрист Александр Передрук отметил, что такая позиция важна для защиты интересов всех сторон, особенно залогового кредитора.
Ранее стало известно, что россияне начали приобретать более компактные квартиры из-за роста стоимости ипотеки.