Ученый Северинов рассказал, зачем Ксения Петрова привозила эмбрионы лягушки.

Биолог Ксения Петрова была арестована в США за контрабанду эмбрионов лягушки, которые она привезла из Парижа по просьбе своего научного руководителя Леона Пешкина. Этот инцидент вскрыл распространенную среди ученых неофициальную практику транспортировки образцов для исследований, известную как «пробирка в кармане». Она стала популярной из-за сложностей, связанных с таможенными правилами, и необходимостью ускорить научный процесс, объяснил «Газете.Ru» профессор Константин Северинов, который сотрудничал с Петровой в одном из проектов.

Ксении Петровой грозит депортация в Россию. Для легального ввоза образцов эмбрионов в США требуется специальное разрешение и подача декларации в таможенную и пограничную службу, уточнили в Минюсте США. «Формально она нарушила правила перевозки образцов, что является общей проблемой многих стран. Биологические образцы, используемые в исследованиях, не представляют коммерческой ценности и не опасны, но их невозможно быстро перемещать между странами. Наука зависит от обмена материалами, идеями и людьми, и это вызывает трудности. Из-за этого исследователи порой прибегают к «пробиркам в кармане», стремясь ускорить процесс. Нужно понимать, что ученые действуют бескорыстно, стремясь к интересным научным результатам, но всегда существует риск быть пойманным», – отметил биолог.

Северинов добавил, что Ксения, вероятно, неадекватно отреагировала на стрессовую ситуацию во время таможенного осмотра. «Она специалист в области информатики, а не в мокрой биологии, и это могло вызвать недоразумение. Проекты, подобные тому, над которым она работала, требуют взаимодействия компьютерных и мокрых биологов. Если вам нужен образец, вы можете найти того, кто может передать его. Я уверен, что этот материал ей не был нужен, и тот, кто попросил ее о помощи, подвел ее, так как по ней видно, что она не подходит для такой деятельности», – пояснил ученый.

Ксения Петрова входила в команду, изучающую омоложение клеток для борьбы со старением. Она работала в лаборатории Леона Пешкина, ведущего научного сотрудника кафедры системной биологии в Гарварде. Пешкин сотрудничает с лабораторией в Париже, где был разработан метод получения сверхтонких срезов эмбрионов лягушек. В Гарварде не было подобной технологии, и им необходимы были эти образцы. Французские коллеги несколько раз пытались отправить эмбрионы по почте, но они размораживались в пути и приходили поврежденными. Позже Пешкин признал, что просил Ксению Петрову привезти эти образцы.