Исследователи из Сеченовского Университета совместно с коллегами из НИИ фундаментальной и клинической иммунологии в Новосибирске провели исследования, показывающие, что медикаменты, применяемые при лечении ревматоидного артрита и псориаза, могут активировать скрытые формы туберкулеза. Анализ был сосредоточен на изучении роли фактора некроза опухоли (TNF) и его специфических рецепторов в ответе иммунной системы на туберкулез. Об этом рассказали «Газете.Ru» в Первом МГМУ имени Сеченова.
Как пояснила Алина Альшевская, старший научный сотрудник лаборатории иммунной инженерии и соавтор исследования, TNF выполняет двойственную роль в организме. С одной стороны, он отвечает за запуск иммунного ответа, с другой — при определенных условиях способен усиливать воспаление и разрушать легочную ткань. «Мы стремились систематизировать знания о механизмах, которые определяют этот баланс», — отметила она.
Исследование выявило, что лекарства, блокирующие TNF и используемые при лечении аутоиммунных заболеваний (как ревматоидный артрит, псориаз и болезнь Крона), могут реактивировать скрытый туберкулез. Это происходит в результате подавления TNF, что влечет за собой нарушение структуры гранулем и снижение активизации макрофагов, необходимых для борьбы с инфекцией.
Авторы исследования подчеркивают, что исход туберкулезной инфекции зависит от множества факторов, включая стадию заболевания, особенности метаболизма макрофагов и соотношение различных цитокинов. Такое понимание важно для разработки более избирательных и безопасных методов иммунотерапии. Исследование поддержано грантом РНФ.
TNF играет важнейшую роль в воспалительных процессах и участвует в формировании гранулем — специфических структур, защищающих организм от распространения микобактерий. Он также стимулирует деятельность макрофагов, которые уничтожают Mycobacterium tuberculosis. Однако переизбыток TNF может вызвать воспалительные реакции, разрушить структуру гранулем и даже привести к гибели клеток легких.
В другой новости стало известно, что в России разработан препарат, который в будущем может стать эффективным средством против деменции.